- Популярные страны
- Европа
- Азия
- Америка
- Африка
- Австралия и Океания
Вводный курс. Лыжи для сноубордистовАдрес статьи: proalps.ru/gear/how-to-choose-ski/ С Георгием Дубенецким мы познакомились кажется уже сто лет назад и все эти сто лет он тестирует лыжи и снаряжение, и пишет об этом для самых разных изданий. Лучшего эксперта для того, чтобы растолковать двум сноубордистам что с ними (лыжами) сегодня происходит не найти, решили мы. Надо признать, что при всем уважении мы недооценили профессиональную подготовку Георгия, и его "дружеский совет" потянул на два больших интервью о лыжах и одежде, которые возможно пригодятся не только нам при выборе снаряжения. Первое - о лыжах.
Чем принципиально отличаются сегодня лыжи разных производителей, если не брать в расчет назначение, геометрию и боевую раскраску? С точки зрения человека, который только встает на лыжи - ничем. Для людей разбирающихся у каждого производителя найдутся свои "фишки". Тема эта необъятная и вкратце попробовать рассказать можно разве что о некоторых уникальных технологиях. На примере самого массового сегмента - универсальных лыж, которые в большинстве случаев используются теми, кто отдыхает в горах. И пары компаний-производителей - Atomic и Salomon. Даже этот сегмент настолько широк, что Salomon, к примеру, делит его на две категории. All Mountain Frontside - универсальные лыжи, в основном для подготовленных склонов. Здесь выделяется V-образной геометрией модель BBR: очень широкий носок в сочетании с узкими талией и пяткой дает легкий вход в поворот и амортизация неровностей склона. Вторая группа универсалов Salomon - это All Mountain Backside, предназначенные больше для внетрассового катания. Они любопытны сотовыми вставками в носке лыжи, которые Salomon использует в моделях линейки Quest. Как и прозрачное окно у Kastle или в моделях Fischer Race, технология снижает вес носка и уменьшает момент инерции лыжи. Вдобавок она легче всплывает в целине.
Atomic также делит свои универсальные лыжи на две линии: Nomad - для трасс, и Vantage - более широкие, в основном для внетрассового катания. Nomad производятся уже несколько лет, их особенность - использование секторов из материала, который изменяет свойства под нагрузкой, благодаря чему у лыж широкий скоростной диапазон и отличное гашение вибраций. В этом сезоне во всех моделях линии используется новый интерфейс ARC. В лыжах линейки Vantage применяют своеобразный хребет Backbone - слой металла или карбона специальной формы, который обеспечивает стабильность скольжения и отдачу. Это только несколько простых примеров. Каждый крупный производитель придумывает свои "фишки", причем, на мой взгляд, не только для того, чтобы сделать катание лучше и проще, но и чтобы выделяться из общего ряда. Каждая такая лыжа достойна внимания, но основной массе потребителей - тем, кто катается на отдыхе, все эти "фишки" по большому счету и непонятны, и не слишком важны. Ощутить их действие могут лишь те, кто действительно "заморачивается" на технике катания и своем прогрессе. Основная же часть продолжает выбирать лыжи по цвету и цене, к сожалению. Есть несколько могучих старожил вроде Atomic и Salomon, Fischer и Rossignol - с очень широкой линейкой лыж самого разного назначения, и есть много нишевых "новичков". В какой момент монстры индустрии переключились на нишевые продукты (широкие лыжи, например) и что из этого в целом вышло? Тут скорее наоборот: в конце 90-х именно Atomic сделал первые лыжи для целины - Powder Plus, а уже потом этот тренд подхватили и другие производители. И Salomon, кстати, много раз привносил в лыжи и вообще в снаряжение для зимних видов спорта совершенно необычные на первый взгляд идеи, которые становились основой для очень широкого выпуска "нишевых" продуктов. Взять хотя бы лыжи Teneighty для парка и пайпа или модель Pocket Rocket - бэккантри фристайл. А модель лыж Atomic Bent Chetler вообще стала своего рода знаковой, своеобразным эталоном лыж для фрирайда. Это не значит, что аналогичные лыжи других производителей хуже - они просто другие. Небольшие компании начали выпускать те лыжи, которые по каким-либо причинам не производились крупными сериями - именно так было, например, с широкими лыжами. Ведь поначалу спрос на них был невелик, а над их обладателями даже иногда посмеивались на склоне. Потом ситуация изменилась и широкие лыжи начали выпускать все - и крупные киты и мелкие производители.
Сейчас в мире насчитывается около 200 производителей, и многие из них выпускают относительно немногочисленные партии лыж. Эти небольшие компании специализируются в основном на широких лыжах. Есть, конечно, и такие, кто выпускает уникальные продукты для катания по трассам, но их единицы. В основном же небольшие производители - это команды единомышленников, которые выпускают лыжи "сделанные райдерами для райдеров". Среди них есть отличные компании, которые уже нельзя назвать маленькими или неизвестными - они выросли, окрепли, стали известны в определенных кругах. И если гиганты индустрии расслабятся, перестанут придумывать и выпускать что-то принципиально новое, а главное - действительно эффективное, то любая из этих компаний может захватить еще один кусочек рынка. С другой стороны, если небольшая компания выпускает лыжи, которые по ходовым качествам не выделаются из общего ряда, то кто, кроме нескольких энтузиастов, их купит? Так что, на мой взгляд, обе эти группы производителей подстегивают друг друга, благодаря чему идет постоянный прогресс и поиск нового. Можешь назвать какие-то знаковые технологические прорывы, вехи в лыжах/ботинках за последние 5-10 лет и кто из производителей отличился? В ботинках наиболее ярко отметились, на мой взгляд, Atomic, Salomon и Fischer. К началу 21-ого века уже были придуманы все основные технологии, которые используются и сейчас, и если (условно) до этого времени шла борьба за комфорт в сочетании с высокими рабочими характеристиками, то сейчас на первом плане - персонализация и максимально комфортное первое ощущение, когда покупатель только примеряет ботинок. Разумный для каждой категории ботинок комфорт стараются обеспечить все производители, но упомянутые три компании еще и адаптируют его к особенностям ноги. Atomic для этого использует технологию Live Fit - эластичные вставки в критичных зонах, благодаря которым ботинок все время облегает ногу, не создавая точек давления. Salomon предлагает технологию Custom Fit - формовку по ноге в критичных зонах прямо в магазине. А широко известная технология Fischer Vacuum Fit - это полная адаптация ботинка по ноге покупателя, которая требует немного больше времени при покупке.
На мой взгляд, это основные технологии, которые станут задавать тенденции и в будущем, если говорить о ботинках для массового рынка. Есть и много других интересных технологий и конструктивных особенностей - типа различных вариантов 2-х и 3-х клипсовых моделей, сменных подошв с различными стандартами - под туристические крепления и под обычные горнолыжные, например, или механизм переключения "подъем-спуск", облегчающий восхождение к началу спуска в бэккантри... Но они интересны более узкому кругу горнолыжников. Что же касается лыж, то я бы отметил в первую очередь различные формы прогиба и использование рокера. Лыжи выгнуты вверх в средней зоне, это называется камбер (от англ. camber - выпуклость, изгиб). Рокер это обратный прогиб, начинающийся гораздо ближе к середине подъем носка лыжи, а в некоторых моделях - и пятки. Он становится заметным, если посмотреть на лыжу сбоку. Носок и пятка начинают плавно подниматься вверх раньше, чем у моделей с привычным прогибом. Впервые это использовала компания Volant, но сейчас в той или иной степени почти во всех моделях лыж любого из производителей используется рокер. Мне кажется, что это самая важная технология в лыжах, которая появилась в последние десять лет. За последние время было так много экспериментов с шириной и формой выреза лыж, которые продолжаются и сейчас, что тут я бы не стал кого-то выделять. Отметить, наверное, стоит то, что дойдя до ширины талии 130 мм, лыжи все же стали немного уже. И сейчас основные усилия разработчиков, как мне кажется, направлены на то, чтобы сделать лыжу как можно более узкой, но при этом максимально плавучей. Это непросто, но появились сложные профили носка лыж, похожие на корабельный нос, и возможно скоро нас ждет новый прорыв.
Какой с твоей точки зрения должна быть сегодня универсальная лыжа и лыжа для фрирайда? Ботинки... В отношении райдовых лыж я ни разу не профессионал, поскольку сам фрирайд уже не катаю. Так что этот вопрос лучше задать кому-нибудь из тех, кто реально катает, и много - гидам, например. Но ответы будут очень разными. Дело в том, что есть лыжи "знаковые", которые стали популярными и перевыпускаются уже несколько лет. Например, тот же Atomic Bent Chetler или Rossignol S7. Они заслуженно популярны и известны. Но отличных райдовых лыж много, наверное, если все хорошие райдовые модели раздать всем реальным райдерам России, то потребуется максимум по 10 пар каждого бренда, а то и меньше. Что же касается универсальных лыж, то и тут непросто ответить однозначно. Одни лыжники в девяти из десяти случаев катаются на подготовленном склоне, другие при первой возможности залезают в свежий снег, но далеко от трасс не уходят. И те и другие катаются на универсалах, но эти универсалы очень отличаются друг от друга. В первом случае чаще нужна возможность чистой дуги и цепкость кантов, во втором - плавучесть и маневренность в целине. Поэтому ведущие компании выпускают по две линейки универсалов. Например, в Atomic мне очень нравятся две модели: для катания больше по трассам - Temper Ti из новой линии Nomad [S] и популярные Blackeye Ti. Но когда я об этом сказал профессиональным лыжникам Atomic фрискиеру Дана Флару и скоростному райдеру, а в прошлом - участнику Кубка мира в скоростном спуске и участнику X-Games Дарону Ралвзу, оба они сказали: тебе нужно попробовать Atomic Alibi - намного более широкую и мягкую лыжу. К чему я это рассказываю: мы, лыжники, все время чуть отстаем от трендов, лыжи все время меняются в лучшую сторону, а мы продолжаем выбирать хорошо известное. Рискну посоветовать - смелее экспериментируйте, обращайте внимание на самые новые модели.
И с ботинками тоже самое: смотрите каталоги производителей, сравнивайте коллекцию прошлого года и нового сезона и выбирайте то, что производитель предлагает каждой конкретной группе, например - фрирайдерам. Тогда сможете кататься на самом лучшем. Конечно, это будет стоить денег. Но ведь мы катаемся ради удовольствия, и платим на самом деле не за лыжи или ботинки, а за комфорт и позитивные эмоции. Я к этому отношусь именно так. Ну, а за удовольствие нужно платить столько, сколько можешь себе позволить, и покупать лучшее в своем сегменте, не пытаясь сделать "все, как у спортсменов". Это абсолютно ни к чему, они ведь на лыжах проводят 200+ дней в году, и возможности у них совершенно другие. Последнее, о чем хочется спросить, в таком случае - это о фразе "прощает ошибки" в описаниях и лыж, и сноубордов. Можешь пояснить о чем речь? Если коротко, то технологии новых моделей у ведущих производителей сейчас настолько продвинутые, что взяв даже не самую подходящую модель лыж высокого уровня, на ней можно делать очень многое. Но при условии, что ты умеешь обращаться с лыжами в принципе. Я в этом неоднократно убеждался. И не нужно думать, что владея техникой можно просто выбрать самую дешевую модель - и все будет супер. Увы, здесь, как и с машинами: на дешевой ездить можно, а вот удовольствие от вождения не гарантировано. Кроме того, глупо, например, на обычном седане лезть по уши в грязь и ухабы или ставить рекорды скорости - они ведь не для этого, правда?! Так же и с лыжами. Хочешь идти короткими частыми поворотами на ровном ледяном склоне - это одни лыжи, для более длинных дуг на том же склоне - уже другие, если катаешься неагрессивно, а склон без льда - третий и так далее. Возьми каталог любого производителя - найдешь добрых пятьдесят моделей. Это значит, что есть как минимум 50 различных типов катания - и, соответственно, лыжников, которым адресованы эти модели. Общий подход: чем мягче снег - тем шире талия лыжи, чем чаще хочется поворачивать - тем меньше радиус бокового выреза, чем выше скорость - тем лыжа жестче и длиннее. В основном - все. А подробно и в деталях - получится слишком долго и нудно.
Роман Тюляков Источник: Proalps Смотрите также:Новости |
|