← Назад

Бронирования

← Назад

Куда поехать

← Назад

Визы

← Назад

Полезное

← Назад

Обмен опытом

← Назад

Популярные страны

← Назад

Европа

← Назад

Азия

← Назад

Америка

← Назад

Африка

← Назад

Австралия и Океания

Шерегеш горнолыжный, сезон 2011/2012

Поскольку на днях передислоцируемся в следующую снежную дестинацию, Драгобрат, то хотелось бы подытожить месяц катания в Шерегеше. Все-таки большой кусок жизни, елы-палы. Итоговый репорт о Геше горнолыжном, - ниже.

С точки зрения горнолыжной инфраструктуры гора Зеленая (Каритшал), - один из лучших горнолыжных центров в стране, это стоит признать. Все-таки 42 км "трасс", которые обслуживают 17 действующих подъемников всевозможных типов, в том числе и ряд скоростных современных гондольных и гондольно-кресельных подъемников. Причем рост инфраструктуры особенно активен последние 5-7 лет.

Есть дальнейшие мегапрожекты на сотни миллионов $ разной степени масштабности... какие из них реализуются, покажет жизнь. Но и то что есть далеко не плохо, мягко говоря. Хотя если на ту же Комсомолку (ближайшая вершина Мустагского хребта) построят канатку, как и планирую, никто я думаю не откажется))

В отличие от склонов горы Зеленая, сам поселок конечно не так современен и продвинут. Горнолыжная и горнодобывающая сущности существуют в нем как бы в параллельных реальностях, не пересекаясь.

Горнолыжная история в Геше началась в 1980-м, с проведения спартакиады народов РСФСР, но, надо отметить, последующие годы, вплоть до начала 90-х, гора Зеленая оставалась тренировочным центром, но никак не ориентированным на туристов. Лишь много позже началось строительство гостиниц и прочей инфраструктуры. Люди приезжавшие на заре становления горнолыжного Шерегеша и приехавшие нынче увидят совершенно два разных Геша...


Подъемников много, но это пока не единая система, когда приехал, купил в кассе т.н. ски-пасс, то есть проездной на день-неделю-месяц и катаешь, нет. На основном секторе А ("Фристайл", "Каскад" и бывшая "Шория-Тур") одни проездные, на "SkayWay-Панораме" другие, а на гондолах сектора Е и вовсе бумажные билеты... Ценовая политика и нюансы тоже везде разные.

Но, с другой стороны, не все так страшно, как может показаться на первый взгляд. Достаточно приобрести всего 2 пластиковые карты, например "Елены-Каскада" (на секторе А) и "SkyWay-Панорамы" и, положив на них денег, кататься везде, кроме гондол на Е. Причем, не важно сколько на них лежит средств, если вдруг валит снег и хочется взять 4-часовой абонемент, то просто нужно подойти к кассе и дополнительно оплатить этот 4-часовой проездной, с момента первого прохода он начнет работать, основные же деньги с карты списываться не будут. В общем, все довольно удобно и разумно, как и принято на современных курортах.

Да, кто не знает, 9.11.2011 подъемники и инфраструктура ЗАО "Шория Тур" куплены теперь ГК "Каскад", так что объединение, пусть путем и поглощения началось...для конечного пользователя это наверное даже хорошо, по крайне мере в Геше.

Про минусы. Во-первых, карточки можно лишь приобрести (50-100 р.), дальше они возврату не подлежат, но срок действия не фиксированный, так что можно юзать и в следующие приезды. Во-вторых, деньги положенные на карту "Елены-Каскада" не возвращаются. Поэтому нужно класть ровно столько сколько планируется катать, не больше, а то можно нехотя прокредитовать уважаемую канатную дорогу)).

Главный же баг Геша относится к феномену под названием"трагедия систем общественного пользования", есть такой в теории систем. Суть в том что чем система лучше, тем большее число людей начинают ей пользоваться и тем она становится хуже. Это если в двух словах. Для Геша самым узким местом, на мой взгляд, являются дикие очереди на подъемники. Не всегда и не везде, но явление есть.

Так что самых популярных подъемников (не самых удобных-то, надо сказать), особенно в выходные, стоит избегать. Вместо сектора А использовать скайвеевскую "Панораму", вместо бугелей "Елены-Каскад", - "Фристайл" или верхние бугеля и т.д.

При грамотном тактическом планировании можно кататься в совершенном одиночестве, в формате "10 человек на канатку", если знать когда и куда идти. Это знание приходит не сразу, но уже через неделю в Геше осваиваешься достаточно, чтобы просекать фишку. Если конечно перед этим изучил все возможные варианты, а не катал все дни на одном "долларе" и "лбе".

На счет прокатов, кафе и проч. здесь все более-менее.

Самые обильные прокаты у основного склона, внизу сектора А, там их десятка полтора наверное. Если снега достаточно, то выбор того что можно взять велик, вплоть до последних новинок этого сезона, особенно лыж. Есть даже ски-тур и снегоступы, которые в Геше очень даже актуальны (снегоступы - 280 р / день). Кстати, характерной фишкой местных прокатов является бесплатный чай, который можно испить у них же, пока ждешь исполнения заказа. Мелочь, а приятно.


Кафе не менее обильны чем прокаты, разве что рассредоточены более равномерно по горе. Есть известные всем местным райдерам "Пуля-1", "Пуля-2", "Трамлин" и даже "Финиш". И многие другие. Но все они оставляют желать лучшего, увы. Дорого, не сказать чтобы очень вкусно, так еще и на пластиковой посуде, даже когда чашку молотого кофе заказываешь, черт подери. Так что свой перекус и термос с чаем тут оказываются хорошей альтернативой. Когда едешь наверх в гондоле, на той же "Панораме", 6,5 минут, самое время глотнуть чайку.

Геш славен своим снегом, рассыпчатым сибирским, да еще в баснословных количествах... за ним сюда и едут из европейской части страны и с Дальнего Востока, про новосибирцев и томичей и говорить нечего.

Но и на старуху бывает проруха. В этом году пока ни одного нормального снегопада.. подсыпает потихоньку порциями по 5-15 см, для Геша это вообще ни о чем. Тем более учитывая местный крупнокалиберный рельеф. Ведь курумники (с размером булыганов в добрый холодильник) покрывают значительные площади склонов и пока их не закроет, кататься там сложно. И так не только вне трасс.. даже на одной из главных местных трасс, на Sky Way именно так (т.н."Рыжая"). Мы уезжали перед новым годом, но канатку наверх там так и не включили((.

При таком аномально малом количестве снега склоны выскребаются порой до льда... Это конечно подталкивает даже тех кто вне трасс не катает уходить с них)). Поэтому скоро и в лесу вдоль трасс становится так же... Но этот год все-таки не показатель, это исключение.


Виды на окрестности с вершин массива Мустага отменные. Не сказать чтобы очень разнообразные, но все равно завораживают.

Гора Зеленая (Каритшал), была когда-то и вправду зеленая, нынче же конечно поиздержалась. Понаделали на ней просек под горнолыжные трассы... но что делать, без этого никак. На фото она кажется какой-то пологой и неинтересной. Но это лишь на фото, на самом деле верхи у нее в сторону поселка (ЮЗ-ЮВ склоны) вполне себе бодрые, с крутизной склонов до 45 градусов (тот самый "Лоб").

Относительно других мест Сибирь хороша не только своими снежными запасами зимой, но и хорошей солнечной погодой, обусловленной Сибирским антициклоном. Этот плюс искупает многие минусы, в том числе и температурные)).

Так что, когда снегопада давно не было и на трассах, и рядом с ними, все раскатали...


Можно расчехлить снегоступы и выдвинуться в сторону нетронутых склонов.

Без снегоступов (или ски-туров) даже в столько малоснежный год идти особо не получиться, будешь проваливаться по развилку, минимум. Точнее идти будешь, но с черепашьей скоростью и дикими энергозатратами. А с этими друзьями идти одно удовольствие. Не даром на Западе даже развилось отдельное направление, называется "сноушуинг", или если по-русски, снегоступинг.


Ближние точки интереса: скалы Верблюды, Поклонный Крест, долина Тельбеса, Северные склоны Мустага, Восточные склоны Мустага... все их можно обойти в кольцевом беккантри-выходе за один полный день. Если же делать спуски в каждом из них, то лучше разбить это на несколько вылазок.

Главное понимать что ты делаешь... а то "потеряшек" тут спасатели далеко не сразу порой находят, бывает что и по весне)).

Скалы верблюды. Череда скал-останцев тянущихся вдоль западной части горного массива Мустага. Красивое место, стоящее отдельной вылазки, однозначно.

На юго-восточных подветренных склонах самых крупных 2 "верблюдов" образуются крутые и очень интересные с точки зрения фрирайда снежные поля. Они небольшие, около 100 метров протяженностью, но очень "вкусные". Но ухо на них нужно держать востро, здесь сходят лавины (склоны бывают перегружены, а крутизна 40-45%).

Так что стоит сделать лавинные тесты, заодно потренероваться очередной раз в этом полезном навыке и обогатить опыт N-ным шурфом выкопанным собственными руками.

Но, в целом в Шерегеше с лавинной ситуацией все довольно спокойно. Лавин в стандартных местах катания почти не наблюдается. Разве что за исключением пары лавинных очагов на восточных склонах Мустага (т.н."Райские долины") и вот на самом большом Верблюде, в них может и стрельнуть.

В целом, катание в Шерегеше простое и ненапряжное. Фановое.


Сложного рельефа и какого-то экстрима нет, ну или его нужно очень активно искать. Так что Геш в качестве района где начинать сезон и(или) его заканчивать, - очень хорош. Для обучения, ежели что, тоже подходит вполне.

После Верблюдов пройти какой-то километр и ты у Поклонного креста, по сути главной местной достопримечательности.

С него хорошо видна высшая точка всего массива Мустага, собственно г.Мустаг (1570 м). Она на фото слева. До нее идти порядком по хребту, зато оттуда отличные внетрассовые спуски по север. Хотя, по-хорошему, если думать о катании там, то лучше выделить денек для сноукета. Местные ребята с прошлого года начали организовывать сноукет-программы за адекватные деньги. Ведь проблема самостоятельных спусков в ту сторону не в спуске, а в возвращении.. и того что больше 1 спуска за день, ежели на своих двоих, не сделать.

Справа на фото - плато, между вершинами Курган (там где Крест), Зеленая и Мустаг. Ровное и удобное место для занятий на кайте, например)). Чем местные ребята и занимаются порой.

Мустагское плато


С вершины Кургана (креста сейчас не видно, он на противоположной стороне горы) есть тоже достаточно бодрые и приятные спуски. Сейчас на фото они в теневой зоне справа. Обычно спускаются до самого низа, в долину реки Тельбес и затем оттуда либо возвращаются обратно пешком, либо прямо оттуда поднимаются на Мустаг. Но сейчас в долине Тельбеса снега мало и туда нет смысла ехать, так что лучше двигать на Мустаг напрямую, через плато.

Долина Тельбеса, спуски туда простые, пологие, но длинные. По хорошему снегу катануть - милое дело.

Роза ветров в Геше очень стабильная. Даже метеосводок по месяцам смотреть не нужно, достаточно посмотреть на кроны ветров, они тут характерных флаговых форм, а порой и вовсе стесаны с наветренной стороны. Эта стабильность очень на руку нашему брату, так как довольно легко прогнозировать состояния снега и его количество на склонах.

Основные катальные склоны в Геше, южной, юго-восточной и северо-восточных экспозиций. Не даром что именно тут построены канатные дороги)). По безлесым верхам конечно часто задуто и много заструг, но все равно, после Хибин с застругами плотностью бетона и такого размера, что между ними, падающий райдер, скрывается, это кажется детским лепетом.

По верхам курумник не крупный, так что он засыпан и ехать можно, но вот внизу, в лесной зоне, нужно еще добавить пару метров свежевыпавшего, иначе с "холодильниками" не совладать. Так что пока можно смотреть в ту сторону и идти пешком домой.


А кое-где даже верх не засыпан... уникальный все-таки год. Обычно тут уже в начале ноября можно катать, а тут в конце декабря такое...

Тем не менее, Геш радует, даже такой бесснежный. Своим Солнцем, голубым небом, малым количеством народа (обратная сторона бесснежности) и... снегом. Ибо по нашим, хибинским меркам, снега сейчас на самом деле завались)).

Смотрите также
38810

Спецпредложения авиакомпаний

19.04 Победа Владикавказ - Дубай от 5 155 руб
19.04 S7 Новосибирск - Калининград от 19 485 руб
19.04 Аэрофлот Москва - Сочи от 4 728 руб
19.04 Уральские авиалинии Екатеринбург - Ереван от 17 898 руб
19.04 Turkish Airlines Казань - Любляна от 40 369 руб
19.04 Smartavia Москва - Улан-Удэ от 12 687 руб
19.04 Utair Тюмень - Анталья от 43 170 руб
19.04 Ред Вингс (Red Wings Airlines) Челябинск - Минск от 6 823 руб
19.04 China Eastern Москва - Сеул от 23 058 руб
18.04 Якутия Москва - Новосибирск от 4 261 руб
Анонс самых интересных материалов

Какие продукты и почему отбирают у туристов?

Как выбрать пляжный курорт в России: путеводитель, советы

8 правил выживания в постсоветском отеле

Страны безвизового или упрощённого въезда для граждан РФ

Таможенные правила ввоза алкоголя

Таможенные правила России

Виза в США - так ли это страшно?

Документы для биометрического паспорта

Как декларировать деньги в аэропорту и на других пограничных пунктах